Место работы, должность: МОУ - средняя общеобразовательная школа с. Краткое описание: анализ стихотворения Пушкина "Зимнее утро" с использованием презентации и карточек - А теперь описание зимнего утра следующий зимний пейзаж. Какое настроение оно навевает? Слайд 3,4 - Посмотрите как описание зимнего утра, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение. А как называется изображение природы в искусстве? Слайд 5,6 - Вспомним с вами недавно изученное стихотворение Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. Мы ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по-настоящему хорошо. Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня 3 ноября 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на обратном пути с Кавказа. Стихотворение предстаёт глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в имениях, расположенных в Старицком уезде Старицком, Описание зимнего утра, Маленникахв обществе Осиповой и Вульфов поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал. Учитель читает наизусть стихотворение, объясняет значения устаревших и диалектных слов, учащиеся записывают их в тетрадь: — Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет. «Друг прелестный», «мороз», «солнце», «чудесный», «красавица», «Аврора». Слайд 12 — Что описывает поэт? Лексика этой строфы задает тревожный тон: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледная», «тучи мрачные». Слайд 14 Лексика 1 строфы противопоставляется лексике 2 строфы. Такой прием в литературоведении носит название антитезы. Запись в тетради: противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства усиления выразительности речи называется антитезой Слайд 15 — С какой целью использует контрастное состояние природы? Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно. Описание зимнего утра ли противопоставление вечера утру? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения. И ель… И речка… Слайд 17. Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. Запись определения в тетрадь. Слайд 18 описание зимнего утра Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. С какой целью автор их употребляет? В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы. Для выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра поэт в 4 строфе поэт использует эпитеты: «с веселым треском трещит затопленная печь» — Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера внутреннего пространства здания, помещенияк передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией. Слайд 20 - Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва? «Предадимся бегу» — давай поедем, «навестим» — давай навестим. Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию. Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Слайд 22 Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л. Сравним свои результаты с таблицей Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания! Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста. Белый, жёлтый — солнце… — Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении? Получается, описание зимнего утра поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, которая помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха описание зимнего утра музыкой звуков и гореть красками живописи. Какие слова выделите, чтобы показать, что поэт не просто описывает природу, а обращается к другому человеку, приглашая его порадоваться вместе? Какая разница в том чувстве, с которым поэт описывает пейзаж описание зимнего утра комнату? Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение Пушкина «Зимнее утро», вспомнили, что такое эпитет, сравнение и олицетворение, познакомились с такими средствами описание зимнего утра, как антитеза, аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки описание зимнего утра значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи. При чтении возникает чувство радости, описание зимнего утра что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег. Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно. Эльмира Фяридовна, замечательный анализ. Особенно понравилось внимание к звуко-цветовым соответствиям в описание зимнего утра.

Смотрите также: